Торговля — это вид предпринимательской деятельности, связанный с оборотом товаров. Товаром признается некий актив, который изначально куплен для перепродажи. ПБУ 5/01 относит товары к материально-производственным запасам.
Бухгалтерский учет в розничной торговле имеет свои особенности за счет характера работы. Торговые точки, в том числе и крупные сети, ориентированы на запросы конечных потребителей, покупателей. Расчеты в этой сфере производятся как при помощи наличных денег, так и с использованием банковских карт. Реализация товаров в розничной сети сопровождается выдачей ряда документов, среди которых кассовые и товарные чеки. Оформлять же при продаже счета-фактуры, накладные, прочие товарно-транспортные документы при работе с населением не требуется.
Правила розничной торговли
Продажа материальных ценностей населению сопровождается законодательными актами, защищающие права покупателей. Требования к продажам товаров разного вида могут отличаться друг от друга, однако общие положения регламентируются основным законом «О защите прав потребителей».
Контроль за торговой деятельностью, в том числе осуществляемой и розничными магазинами, проводит сразу несколько организаций, среди которых Роспотребнадзор, налоговая инспекция, Государственный пожарный надзор. При обнаружении нарушения правил на владельцев торговых фирм накладывается административный штраф. Особое внимание уделяется соблюдению санитарных норм. Налоговая инспекция контролирует правила торговли в части соблюдения налогового законодательства и правил ведения бухгалтерского учета, формирования розничных цен, определения финансового результата.
Правила розничной продажи предусматривают выдачу товарно-сопроводительной документации по требованию покупателей. Это относится к сертификатам и прочей технической документации, подтверждающей соответствие товара заявленному качеству. Если часть ТМЦ подлежит обязательному лицензированию, то продавец должен быть готов предъявить и эти документы.
В некоторых случаях покупатель вправе потребовать демонстрацию работы товара, за соответствуют заявленному качеству, или обнаружен брак, потребитель вправе вернуть покупку, что также подтверждается положениями закона о «Защите прав потребителей». При этом допускается требовать произвести равноценную замену или вернуть деньги. При необходимости владелец розничной сети проводит экспертизу бракованного товара за свой счет.